guliyev.org Вера в Аллаха. Мир благочестивых ангелов. Рай и ад. Судьба и предопределение. Исламоведение. Корановедение. На пути к Корану. Основы веры в свете Корана и сунны. Причины увеличения и уменьшения веры. Толкование Священного Корана.
Москвич собирается совершить Хадж на велосипеде
12.03.
Москвич Зенур Юсипов решил поехать в хадж на велосипеде, – пишет Слово без границ. Однажды в сильный мороз я поехал в магазин на велосипеде, – вспоминает он. – Следующая идея оказалась еще более безумной .. почему бы не съездить в хадж на велосипеде?
Мужчина в социальных сетях опубликовал пост с вопросом: Кто бы поехал в хадж на велосипеде из Москвы? После 10-минутного обсуждения с подписчиками Юсипов понял, что надо ехать. Он создал блог . собрал единомышленников и началась подготовка к велотуру в Саудовскую Аравию.
Зенур Юсипов ставит перед собой и своей командой 3 цели: совершить хадж испытать и изменить себя в режиме реального времени рассказать и показать посредством онлайн-журнала и блога, как мусульмане совершают паломничество.
После поездки будущие хаджии собираются смонтировать видеоролик, чтобы те, кто никогда не был в хадже, мог собственными глазами увидеть все происходящее. Мы хотим быть первыми и показать хадж таким, каким его видит обычный паломник .
Такие велохаджи, уже совершали люди в разных странах
В сентябре -го года киргиз Нуркамиль Саскеев на велосипеде выехал в Саудовскую Аравию, чтобы совершить хадж. В четверг, 6 октября, он прибыл в Анкару, пробыв в дороге около месяца.
Я выехал из столицы Киргизстана Бишкека, где я живу, при себе у меня было немного еды и вещей. За это время я проехал через Казахстан, Россию и Чечню. Из Сочи на корабле я добрался до Трабзона, а оттуда — на велосипеде до Анкары , — рассказал 56-летний Нуркамиль Саскеев в интервью турецкой прессе.
После Турции его путь лежит через Иран и Кувейт в Саудовскую Аравию. Саскеев планировал ехать через Сирию, но из-за конфликта, который там происходит, решил ехать через Иран в Кувейт.
Он остановился на несколько дней в Анкаре, где получит визы, необходимые для въезда в Кувейт и Саудовскую Аравию.
Поясняя причину выбора столь неожиданного вида транспорта, он сказал, что решил не лететь в Мекку самолетом, потому что это слишком просто и разрушает атмосферу путешествия, которое считается священным долгом мусульманина.
Кроме того, ему нравится, что он может останавливаться и общаться с людьми.
В 2007 году в поисках величайшего духовного опыта 63-летний чеченский мусульманин пересек 13 стран на велосипеде, преодолев огромные трудности, чтобы присоединиться к трем миллионам мусульман со всего мира в совершении хаджа!
63-летний чеченец Магомед-Али Джанаралиев, житель города Урус-Мартан, вернулся из хаджа, куда ездил на собственном велосипеде. На этом железном коне житель Чечни проделал путь длиною в 12 тысяч километров, пересек границы 13 стран..
По словам самого Магомеда-Али, на хадж его подвигла явившаяся во сне мать, которой давно уже нет в живых. Перед хаджем Магомед-Али поведал об этом видении и о своих планах мулле местной мечети, который, выслушав его, не увидел для исполнения этого никаких препятствий. Однако родственники Джана-ралиева долго отговаривали его — путь ведь предстоял не близкий и довольно опасный. Но Магомед-Али был непреклонен.
Таким образом, необычный паломник начал свое многонедельное путешествие на стареньком велосипеде из родного городка Урус-Мартан к священному городу Мекке, на всякий случай прихватив с собой 11 запасных цепей, 6 камер и несколько гаек и болтов.
Он отправился в дорогу в начале ноября 2006 года и за месяц преодолел больше пяти тысяч километров. Возле иранского города Астара на путника напали волки. Но из этой схватки Магомед-Али вышел победителем, убив двоих и ранив одного зверя и обратив остальных в бегство. Но несколько дней спустя другой хищник чуть не лишил его жизни. Бесшумно подкравшись к уже засыпающему Магомеду-Али, гиена вонзила ему в затылок свои острые зубы. Но и на этот раз паломнику каким-то чудом удалось спастись, и смерть вновь отступила.
Он оставил позади границы тринадцати государств, и везде его принимали по-разному. Самые неприятные впечатления, по словам Джанаралиева, у него остались от встречи с американскими солдатами в Багдаде. Из-за того, что у него не было визы, они сломали ему велосипед, обзывали русской свиньей . Паломник тщетно пытался объяснить им, что он мусульманин: американцы доказывали обратное, тыча ему под нос его российский паспорт с христианскими крестами на гербе. Таким образом, ему пришлось объехать Ирак через Армению. Но и там случилась подобная ситуация, ему опять сломали велосипед, но на этот раз уже российские контрактники. Только теперь вместо русской свиньи его честили дудаевским бандитом .
Самая радушная встреча по дороге в Мекку, по признанию Магомеда-Али, ждала его в Грузии. На границе этого государства паломника встречал сам президент страны Михаил Саакашвили. Президент предлагал всяческую помощь и просил обязательно известить его на обратном пути, что он с удовольствием и сделал. Джанаралиева поразило, что представитель иной веры, человек, занимающий столь высокий государственный пост, так искренне встречал его и восхищался его отвагой. Михаил Саакашвили уговаривал отказаться от ненадежного транспорта и воспользоваться его личным самолетом. Но палом ник вежливо отказался от этого предложения, отправившись оттуда в Турцию, и продолжил свой путь в гордом одиночестве через земли Сирии и Иордании, чтобы наконец попасть в желанную Мекку.
Там Магомеду-Али была оказана особая честь — он стал одним из немногих паломников, которым за все время существования Каабы удалось побывать в ней.
Как только вошел в Каабу, я попросил у Всевышнего рая для тех, кто безвинно погиб на войне, а также свободы тем, кто без вины томится в разных российских тюрьмах, и возвращения домой без вести пропавших людей. Я просил мира всей многострадальной чеченской земле, чтобы на ней навсегда исчезли распри, тейповые различия, мешающие чеченцам нор мально жить — признался потом Магомед-Али Завершив хадж, домой паломник на педалях вернулся автобусом. С собой он привез массу впечатлений и освященный велосипед, который для местных жителей уже стал легендой. По словам Джанаралиева, один арабский шейх-миллиардер за его велосипед стоимостью 1800 рублей предлагал ему три автомобиля са мой дорогой марки. Но он ответил, что настоящий чеченец не продает ни своей головы, ни своего коня.
Кстати, подобное путешествие — не первое. В 1995 году Акрам Маруфджонов, житель узбекского города Маргилан, тоже на велосипеде совершил хадж в Мекку. Этот чудак не ограничился таким успехом и в 2006 году, опять же на велосипеде, вместе с другом преодолел 6830 километров, чтобы попасть на чемпионат мира по футболу в Германии и взять автограф у знаменитого вратаря немецкой сборной и мюнхенской Баварии Оливера Кана.
Светскость и Ислам в Кыргызстане: конфронтация или союз?
Ни для кого не секрет, что отношение к возрождающейся религиозности во всех частях разделившегося в 1991 году Советского Союза – проблема проблем большинства новых властей. Где-то, как в Таджикистане, процессы так накалились, что разделили людей одной крови и одного языка вплоть до многолетней гражданской войны.
А как сочетаются (или движутся к конфликту) исламское возрождение и утверждение новой государственности в самом центре Азии – в Республике Кыргызстан? Об этом – беседа Джанната Сергея Маркуса с Кадыром Маликовым, доктором политологии и исламских исследований Мадридского университета (Испания), Директором НАИЦ «Религия, право и политика» (Бишкек, Кыргызстан).
— Чем вызвано бурное обсуждение религиозной ситуации в современном Кыргызстане?
— Первая причина – складывающаяся внутренняя религиозная ситуация в Кыргызстане, где тревожные проблемы назревали давно.
И второе – это ухудшающаяся ситуация безопасности в центрально-азиатском регионе в целом. Операции сил НАТО в Афганистане являются неэффективными. С каждым месяцем растёт угроза проникновения групп боевиков с территории Афганистана в сопредельные страны. Недавнее выступление Президента Афганистана о том, что неопознанные вертолёты перебрасывают боевиков (выходцев центрально-азиатских республик) на границы Афганистана с Таджикистаном и Узбекистаном. Думаю в ближайшие пять лет, если не раньше, обстановка в Ферганской долине только ухудшится, вплоть до проведения военных операций и террористических актов – наряду с размещением в Ферганской долине различных сил реагирования, как ОДКБ, так и НАТО.
На мой взгляд, бурное обсуждение ситуации в религиозной сфере также подводит к тому, чтобы Президент Кыргызстана, возможно, уже скоро озвучил бы свою позицию в отношении роли и места религии в процессе начатых реформ.
— Как Вам, эксперту, кажется: каким образом должно государство реагировать на эти вызовы?
— Необходимо укреплять государство изнутри, а это в первую очередь означает: следует объединить общество. Параллельность и несостыкованность развития мусульманской общины и светской части общества ведут к формированию «анклавного мышления», идеологии обособления от общества и государства. Отстранение от политической и социальной жизни государства не может длиться вечно, учитывая характер Ислама – активной позиции верующего, как члена общины и государства. Следующим этапом после «обособления» логично следует этап «противопоставления и отторжения» (который уже частично начался) и, как следствие, в долгосрочной перспективе – «идейное противостояние».
Подходит время, чтобы религиозные организации были активными участниками и были встроены в политическую систему государства. И если в рамках национальной безопасности и стабильности в будущем будет идти речь о формировании под контролем государства светской, социально ориентированной партии от мусульманской общины – то это вполне приемлемо. Но при условии гарантирования неизменности светскости. Таким гарантом должна выступать Конституция страны, которая является своего рода договором.
Легальное же появление под контролем государства светской, социально ориентированной, партии, представляющей интересы мусульманской общины, поможет государству решать сразу несколько проблем, в том числе и вопросы экстремизма (Хизб ут Тахрир), политизации и радикализации верующих. Тем самым, Ислам превращается в один из составных элементов государства, и возможно, становится одним из важных компонентов кыргызской и, в региональном масштабе, центрально-азиатской государственности нового типа.
Также я хотел бы сказать, что и религиозные организации христианско-евангелистского направления также проявляют интерес к политике. Но самое главное – это то, что любая организация, движение или партия должны ставить приоритетным для себя национальный интерес Кыргызстана, а не других стран.
— В чём же основная причина пересмотра отношения к религии?
— Усилилась переоценка происходящих политических событий за последние годы. Всё более находят понимание призывы не копировать чужой опыт, а опираться только на своё собственное культурно-историческое наследие. И государству необходимо переосмыслить подходы к понятию светскости и роли религии в обществе. То есть, государственное строительство с учётом духовно- нравственных потребностей традиционного общества, выстраивание социально ориентированной экономики, реальная борьба с коррупцией, бедностью – меры в этом направлении на сегодняшний день являются наиболее реальным средством выхода из политической и социально-экономической нестабильности.
— Не кажется ли Вам, что мы наблюдаем своего рода парадокс: идёт рост религиозности населения, а с высоких трибун звучат частые ссылки на светскость Кыргызстана. Но не является ли это также обоснованием для давления на религиозные организации?
— В том и проблема, как мы понимаем термин – светскость. И где проходит грань? У нас каждый толкует данный термин, как понимает. Отсюда и неразбериха, что приводит к сложностям и к напряжению между светским и религиозным, от теории все переходят на уровень идеологизации вопроса.
Светское устройство общества на современном этапе должно оставаться незыблемым. Но также следует осознавать, что узкое понимание светскости не оставляет для верующих пространства для самореализации. И одним из основных факторов адаптирования, допустим, Ислама (и верующих) к современным условиям, и к сложившейся светской системе, является реальность национального государства. Тут ясно одно: появление и существование национального государства со светской системой ценностей и одновременно с мусульманским населением, такого, как Кыргызстан – это уже факт.
И если национальное государство старается соответствовать нормам конституционализма (главенство права), то оно должно гарантировать равенство прав, обеспечение всеми необходимыми ресурсами для развития индивидуальной или коллективной идентичности (куда входят помимо культурных и религиозные ценности) своих граждан. Поскольку возрождение религиозных ценностей стало необратимым процессом – то и такое национальное государство, как Кыргызстан, должно быть легитимизировано в рамках уже самого Ислама. То есть, как минимум, должно быть примирение двух ценностных и правовых систем – светскости и Ислама в рамках одного национального государства.
Независимый Аналитический Исследовательский Центр «Религия, Право и Политика» в Бишкеке представляет:
Обсуждение стратегии государственной политики в религиозной сфере: подходы к гармонизации отношений между государством и религией.
Инициатива Правительства КР о проведении широкого обсуждения Стратегии государственной политики в религиозной сфере (на период с 2009 – гг.) является своевременным шагом, который может указывать на переход государства к более осмысленному решению возникающих проблем в религиозной сфере. Широкое обсуждение этой стратегии с привлечением представителей гражданского сектора, религиозных организаций и институтов, а также выработка общих принципов гармонизации отношений между религией и государством, будет способствовать укреплению стабильности общества и государства.
Положительно оценивая и поддерживая усилия государства в этой сфере, НАИЦ «Религия, Право и Политика» отмечает, что правильное понимание процессов, которые происходят в мусульманской общине, и объективный подход к Исламу в целом, являются важными условиями составления стратегии в отношении религии большинства населения Кыргызстана. Это также относится и к другим традиционным религиям, которые также имеют большое значение для населения страны.
Инициативы государства по предотвращению политизации религии не должны носить исключительно запретительный характер, поскольку это может привести к ещё большей политизации и радикализации умеренных групп и организаций. Наряду с ограничительными мерами законодательного характера, следует направлять и трансформировать «политический накал» в социальную активность через создание условий для привлечения мусульманских организаций к решению социально-значимых проектов под эгидой государства.
Деятельность по противодействию идеям религиозного экстремизма и терроризма также не должна сводиться только к репрессивным методам. В условиях мусульманского большинства и возросшей роли Ислама в общественных отношениях, особое значение будет представлять профилактика и идейное противостояние экстремизму и радикализму, используя потенциал Ислама традиционного толка. Для этого необходимо тесное сотрудничество государства, муфтията, мусульманских организаций и СМИ для формирования массового неприятия идей радикального и экстремистского характера.
Относительно проблемы введения некоторых правовых норм и принципов в законодательные акты, следует подчеркнуть, что основываясь на проведённые исследования, в мусульманской общине эти вопросы не поднимаются и не являются целью большинства мусульманских организаций в стране. Между тем, имеются сведения о том, что в регионах страны, сельские жители, опираясь на адат и ссылаясь на известные им нормы Ислама, решают некоторые внутренние проблемы и споры.
Закреплённые в Конституции страны нормы об Аксакальских и Третейских судах, дают возможность государству более эффективно использовать этот инструмент – привлекать духовно-нравственный потенциал Ислама в решении спорных вопросов, мелких правонарушений, насилия в семье и профилактике экстремизма.
Затрагивая вопрос о гендерном равенстве, Центр полагает, что его нельзя понимать в западном смысле – физического равенства полов. Наше понимание равенства – это равные права и возможности, но разные обязанности и ответственность, связанные с гендерными различиями (женщины и мужчины). Следует отметить, что важным дополнением к созданной стратегии должно стать понимание того, что специфика религии, доктринальные основы Ислама в отношении роли мужчины и женщины в семье, обществе не должны восприниматься с негативных позиций.
Обеспечение гендерного равенства с точки зрения западных ценностей и в западном их понимании в традиционных, мусульманских обществах может быть неправильно понято и даже привести к отторжению. Существующие проблемы в обществе, затрагивающие роль и значение женщины, могут решаться за счёт разъяснения прав женщины в Исламе, которые, вопреки устоявшимся стереотипам, дают большие гарантии защиты прав женщины не только в политической, но также социальной и экономической сферах. Поиск решения проблем с использованием потенциала Ислама является приемлемым и бесконфликтным вариантом регулирования гендерного вопроса в традиционных обществах.
Для этих целей, в Центре работает Юридический отдел, который осуществляет правовую помощь и юридические консультации в рамках светских законов Кыргызстана по различным направлениям, в том числе и по вопросам, связанным с ношением платка (хиджаба).
Духовно-просветительский журнал «Ислам» № 23(03)2009
Источники: http://nardaranqala.baku3d.az/ru/news/read/117222, http://s3.musulmanin.com/guestbook.html, http://www.islam.by/at/%3Fid%3D68, http://www.muslim-info.com/moskvich-sobiraetsya-sovershit-hadj-na-velosipede.html, http://islamdag.ru/vse-ob-islame/2692