Главная » Статьи » Избранное |
В Ижевске по выходным на недостроенной ТЭЦ-3 люднее, чем на Центральной площадиМоя первая экскурсия на недостроенную ТЭЦ-3 за улицей Ракетной была лет 10 назад. Тогда только определенные люди знали, к какому охраннику и с чем можно подойти, чтобы тот пропустил на охраняемый объект. Сейчас никакой охраны здесь нет. И народ по выходным гуляет целыми компаниями. Меня провожают на территорию заброшенной стройки ижевские диггеры. Мы свободно проходим через огромную дыру в бетонном заборе. И оказываемся в мистическом месте, словно из рассказов о постъядерном будущем. Перед глазами высится знаменитая труба Яна . Вокруг - несколько недостроенных зданий. Из земли торчат какие-то сваи, слева большая насыпь, похожая на бомбоубежище. Мы проходим несколько метров и слышим звуки выстрелов. Вокруг то и дело пробегают люди с оружием и в комуфляже. - Вон там страйкбольщики бегают. Вон там - пейнтбольщики. Они не опасны, - показывает на прячущихся в постройках людей мой проводник Евгений Александров. Мы намерены пройти в самый центр трубы Яны . Однако это место оккупировали ребята посерьезнее. Их игры в войнушки с пневматическим оружием. Сами игроки в защите, в масках. Но мы-то в джинсах и куртках. Получить пулю в такой одежде совсем не хочется. Бишкек. Часть 6: сопка Чон-АрыкВ завершение рассказа про Бишкек поднимемся на сопку Чон-Арык, что нависает над городом с юга, как Кок-Тобе над Алма-Атой. Но сравнение двух гор наглядно показывает разницу между Казахстаном и Киргизией: на Кок-Тобе - парк развлечений, телебашня и канатная дорога на Чон-Арыке - лишь пастбища и могилы. На Чон-Арык мы с darkiya_v ездили в предпоследний день киргизского путешествия, то есть объехав страну от Каракола до Оша, уставшие и переполненные впечатлениями. Поэтому конкретно сюда мы попали в общем-то по ошибке: Чон-Арык имеет в поперечнике 6 километров, к городу обращена северной стороной с огромным Юго-Западным кладбищем, в то время как нашей изначальной целью было другое кладбище на южной стороне - так называемые Ханские могилки. Как уже говорилось в прошлой части, Пишпек стоял на стыке казахских степей и киргизских гор, и эта сопка была по сути границей киргизских кочевий. На ближайшей к городу точке в 1880 году был похоронен манап (вождь) Байтик, а в 1912 - его сын Узбек. Гумбез Байтика - из сырцовых кирпичей, а гумбез Узбека - столь характерная для Киргизии кованная клетка , заказанная в Петербурге. В общем, Ханские могилки - действительно интересный и знаковый для Киргизии памятник, так что очень жаль, что мы промахнулись. Сказалось незнание терминологии: Чон-Арык? Кладбище? Садитесь вон на ту маршрутку! . На самом деле вот дорога к нашей цели. но мы по ней уже не поехали: Второй ошибкой было то, что мы были совсем рядом с Киргизской ВДНХ. но не поняв толком, куда именно мы приехали, я даже не подумал пойти в том направлении. При том, что ВДНХ тут добротная, с несколькими постройками 1940-50-х и очень красивым центральным павильоном позднесоветских времён. В общем, мы просто наугад направились к горе, думая, что Ханские могилки вот-вот покажутся за поворотом. Контингент тут совсем иной, чем в центре - очень много типажей спустившихся с гор . Совсем как у Платонова: Есть ветхие опушки у старых провинциальных городов. Туда люди приходят жить прямо из природы. - например, с джайлоо . Но с той стороны сопки не виден город! Здесь же - единственная по сути дела смотровая площадка. Мы полезли на склон: У подножья сопки - зелёное Юго-Западное кладбище, а за ним грандиозный массив частного сектора: Он возник, как следует из карты от part7 . совсем недавно, и на кадре выше поглощает последний не застроенный пятак: Доминанты пейзажа - трубы двух ТЭЦ - справа основной (на позапрошлом кадре), слева видимо недостроенной ТЭЦ-2 - её труба ниже и толще. От неё пойдём взглядом слева направо: Вот он, Бишкек, как на ладони - море частного сектора с многоэтажными островами . Если я не ошибаюсь, это микрорайоны Джал (Верхний, Средний и Нижний), строящиеся на месте старого аэропорта: Собственно, вон башенка бывшего аэровокзала (1954-57) и последний нетронутый кусок лётного поля. Закрытие этого аэродрома и перенос рейсов в загородный Манас в начале 1980-х стало отличным подарком для застройщиков 21 века. Про аэропорт, а также рынки, автовокзалы и железную дорогу я писал в первой части (собственно, на её заглавном кадре - вид из Джала на Чон-Арык). Там же мы проходили мимо вон той далёкой промзоны с элеваторами, мясокомбинатом и заводом сельхозтехники. само собой бывшими. Особенно зелёный частный сектор ближе к трубе - это Рабочий городок с очень красивой радиально-кольцевой планировкой - детище Интергельпо ( Взамопомощь в переводе с эсперанто), колонии чехословацких энтузиастов, строивших здесь коммунизм в 1920-е годы. Ныне вид этого города-сада жалок. 10. Правее - строящийся Джал, а вдалеке ещё одним многоэтажным рядом - собственно центр вдоль Чуйского проспекта и Киевской улицы. Справа нечто похожее на церковь с колокольней - два шпиля на Советской площади, рядышком и крыша филармонии. 11. А тут просматриваются Белый дом и площадь Ала-Тоо с флагштоком и белым кубом Исторического музея. Обратите внимание на телевышку - в Бишкеке она простенькая, типовая, как в каком-нибудь областном центре: такие ещё в Душанбе, Кишинёве и Минске, да Ашхабад телевышку пооригинальнее построил лишь в постсоветское время, в остальных же 11 столицах ССР, Ленинграде и Харькове были телебашни индивидуальных проектов. 12. А вот из постов про бульвар Эркиндик и проспект Шёлковый путь отсюда ничего не видно - ни Дубового парка, ни Воскресенского собора. Ещё левее и гораздо ближе - внушительного вида гостиница Иссык-Куль : 13. К ВДНХ вплотную примыкают (и возможно занимают его часть) парк развлечений Фламинго и этнокультурный комплекс Аил Манаса - подозреваю, что-то вроде Измайловского кремля в Москве. но если здесь годный этнографический музей под открытым небом - как-то совсем досадно мы промахнулись. Ну а что там за подкос под Собор Василия Блаженного - понятия не имею. 14. Самый фотогеничный объект в панораме Бишкека - безусловно, ТЭЦ с её 300-метровой главной трубой (1989), которая тут служит доминантой не хуже телебашни. На заднем плане же Чу-Илийские горы - они уже в Казахстане, за ними Алма-Ата, и где-то по этим полям проходит граница - до неё всего 25 километров: 15. Здесь уже сумерки, а там ещё закат: 16. Наконец, вид почти строго на восток. Ещё пара труб вдалеке - цементный завод в городке Кант: Снова посмотрим налево: 18. Кем и когда так изрыта гора? 19. Кладбище расползается по распадкам: 20. В другую сторону видна ещё одна сопка, увенчанная флагштоком - между ними идёт дорога в аил Байтик, где Ханские могилки: 21. На Чон-Арыке, впрочем, тоже несколько небольших мусульманских кладбищ - уж не знаю, почему они отдельно от основного, возможно принадлежали поглощённым городом аилам, а возможно - каким-то особенно уважаемым семьям. 22. Мавзолеи- клетки - самая запоминающаяся деталь киргизских кладбищ: 23. На той стороне, к слову, помимо Ханских могилок есть ещё некрополь Ата-Беит, где покоится репрессированная в 1930-е годы интеллигенция и знать жертвы штурма Белого дома в апреле-2010 и - под отдельным мавзолеем - Чингиз Айтматов. Вот фотогалерея оттуда от part7 . 24. Наконец, та же дорога ведёт к горам Киргизского Ала-Тоо, прямиком в ущелье Ала-Арча. Бишкек ведь, как и Алма-Ата, стоит на двух сбегающих с Тянь-Шаня речках, и Ала-Арчинское ущелье можно сравнить с Мало-Алматинским, а Аламеддинское - с Больше-Алматинским (или наоборот). вот только природа в обоих ущельях над Бишкеком куда более дикая, чем в обоих ущельях над Алма-Атой. В общем, в Бишкек и окрестности мне надо будет вернуться ещё дня на 3-4, пока же отсылаю к фотогалереям всё того же part7 . Кстати - может ли кто-то опознать запечатлённые вершины? 25. Между тем, день подходит к концу: 26. 27. 28. 29. 30. И в целом, как уже говорилось, я Бишкек не полюбил, да и грустное от него впечатление - как от некогда интеллигентного человека, потихоньку теряющего моральный облик. Город, который строили чехословаки, говорившие на эсперанто город архитектурных парадоксов вроде модерна 1920-х годов или советского православного собора город, где всего по двое - вокзалов, автовокзалов, аэропортов, главных базаров, утраченных церквей и утраченных мечетей город, у которого полно параллелей с Алма-Атой, но совершенно другое лицо. Интересный, в общем, город, потонувший в самострое и базарах. В следующих примерно двадцати постах отправимся из Бишкека на восток - по Северной Киргизии. И для начала - в соседний Токмак, на руины столицы некогда великой Караханидской державы - древнего Баласугуна. Оценка эффективной высоты и потолка подъема дымового факела от высотного точечного источника выбросов вредных примесей (на примере Бишкекской ТЭЦ-1) К.Б.Бакиров, к.г.н. (КРСУ) К.Д.Дуйшоков, к.ф.-м.н. (Институт автоматики НАН КР) В г. Бишкек загрязнение воздушного бассейна вредными примесями происходит от различных точечных источников. Это трубы промышленных предприятий, ТЭЦ-1, разбросанных по всему городу котельных, которые работают на твердом топливе, выхлопные трубы автомобилей и др. По оценочным данным в воздушный бассейн г. Бишкек ежесуточно выбрасывается около 80т. золы и пыли, сернистого газа, окислов азота [6]. Рассмотрим согласно справочнику [6], климатические условия г. Бишкек, при которых осуществляется выброс примесей от труб ТЭЦ-1, при этом основное внимание уделим зимнему сезону, так как именно в этом сезоне осуществляется максимальный выброс вредных примесей в атмосферу. Сезоны года, установленные по астрономическим признакам для всего полушария, не всегда соответствуют началу сезонов в том или ином районе. В связи с этим в климатологии границы сезонов определяются по датам перехода средней суточной температуры воздуха через определенные пределы, а также по некоторым другим критериям. За начало и конец зимы для районов Средней Азии принято считать переход средней суточной температуры воздуха через 0 о С в сторону понижения и повышения. Зима в Бишкеке начинается в последней пятидневке ноября и длится по февраль включительно. Начало зимы совпадает с резким уменьшением притока солнечного тепла и появлением снежного покрова. В отдельные годы даты начала и окончания зимы могут на 20-30дней отклоняться от средних дат. Самый холодный месяц зимы – январь. Средняя месячная температура воздуха в январе -5.6 о С, средняя минимальная температура января -10.5 о С мороза, а абсолютный минимум -38 о С (отмечался в декабре 1930г.) Сумма отрицательных температур за зимний период составляет 365 о С. Обычным для зимы являются дневные оттепели - в среднем до 18 дней в месяц. Максимальная (дневная) температура в такие периоды может достигать 20 о С возможны дни с положительной температурой (2-4дня за месяц). Наибольший период без оттепелей составляет 30дней. В такие периоды даже дневная температура воздуха не превышает 0 о С. Иногда похолодания настолько сильны, что в течение 8 дней и более средняя суточная температура воздуха оказывается ниже -25 о С (декабрь 1954г. январь 1955 г.). В отдельные годы аномально холодная или аномально теплая погода может удерживаться в течение всей зимы. Такие зимы наблюдаются один-два раза за 10лет. Отклонения в сторону низких температур больше, чем в сторону высоких. Это связано с затратами тепла на таяние снежного покрова при потеплениях в зимний период. В летний период положительные и отрицательные отклонения от нормы равновелики. Положение г. Бишкек в центральной части Чуйской долины, образованной Кыргызским хребтом (на юге) и Чу-Илийскими горами (на севере), во многом определяют особенности ветрового режима города. Из-за значительной шероховатости подстилающей поверхности, г. Бишкек характеризуется слабыми скоростями ветра [6] (табл.1). Таблица 1 Повторяемость различной скорости по градациям (в % от общего числа случаев за год) Источники: http://www.izh.kp.ru/daily/25979/2913407/, http://varandej.livejournal.com/645442.html, http://www.bankreferatov.ru/viewfile/C325729F00717F7B43257B0B00022103/referat | |
Просмотров: 1893 | |
Всего комментариев: 0 | |