Главная » Статьи » Избранное |
С 1 сентября автовладельцев, не оплативших дорожный налог, начнут штрафоватьСотрудники ДПС МВД с 1 сентября начнут штрафовать либо изымать права и ставить на штрафстоянки автомобили, владельцы которых не оплатят дорожный налог. Об этом сегодня сообщил начальник отдела контроля по имуществу Управления государственной налоговой службы Бишкека Орозбек Алыбаев на пресс-конференции. По его словам, в настоящее время сроки оплаты налога на движимое имущество продлены до 1 сентября, поскольку на сегодняшний день не все владельцы автомашин успели оплатить их. Кроме того, автолюбителям необходимо будет в указанный срок пройти техосмотр. Для упрощения оплаты дорожных налогов в четырех районах Бишкека будут созданы мобильные группы. Они будут работать до 31 августа, в случае выявления автолюбителей, не оплативших дорожные налоги до 1 сентября, на владельцев будут налагаться штрафы в размере 2 и 5 тыс. сомов для физических и юридических лиц соответственно , - сказал он. Согласно внесенным изменениям в Налоговый кодекс, работники ДПС теперь уполномочены требовать документы об оплате либо освобождении от оплаты дорожного налога. Также они совместно с финполицией отныне имеют право налагать штрафы за неуплату дорожных налогов, изымать права и даже ставить авто на штрафстоянки , - отметил Орозбек Алыбаев. Всего в Бишкеке зарегистрировано 180 тыс. авто. В году в бюджет страны за счет налога на движимое имущество поступило 179 млн сомов. В этом году уже оплачено 161 млн, при плане в 181 млн сомов. Н. В. Усенко- советник налоговой службы 1 ранга Общество с ограниченной ответственностью Дифенс ltd Тел/факс: +996(312) 219-925, 219-732, 219-922, проспект Чуй, 219 (4 этаж), г. Бишкек, Кыргызская Республика Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства. Настоящее пособие рассчитано на широкий круг налогоплательщиков и работников налоговой службы и написание его вызвано желанием достичь цель предупредить налогоплательщика о возможных последствиях при нарушении налогового законодательства. Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том чтобы понимать их смысл. Проблемы налогообложения постоянно занимают как предпринимателей, так и юристов. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа – все это должно быть ясно и определено для налогоплательщика. Там, где этого нет, каждое лицо может попасть во власть сборщика налогов, который может отягощать налог угрозой применения финансовых и штрафных санкций, тем самым торгуясь с налогоплательщиком и вымогая для себя вознаграждение или взятку. Налоги и другие отчисления всегда предполагают изъятие части дохода, получаемого юридическими и физическими лицами и поэтому отношение налогоплательщика к ним всегда негативное, что приводит порой к умышленному уклонению от уплаты налогов. Недостаточная проработка нормативных актов, регулирующих налогообложение, являются одной из основных причин нарушения налогоплательщиками налогового законодательства. В этом случае наступает ответственность за нарушение налогового законодательства, которая установлена Налоговым кодексом Кыргызской Республики, Кодексом об административной ответственности Кыргызской Республики и Уголовным кодексом Кыргызской Республики. В соответствии с требованиями Налогового Кодекса Кыргызской Республики плательщики налога несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в бюджет. Статьями 36, 39, 40, 41, 50 Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан сам исчислять и регулярно вносить в бюджет суммы текущих налоговых платежей, представлять декларацию о совокупном годовом доходе, расчеты и отчеты по видам налогов, ежемесячные декларации по акцизному налогу, а также удерживать и перечислять в бюджет налог у источника выплаты доходов другим лицам (юридическим и физическим). В связи с чем, ответственность за правильное исчисление и своевременную уплату налогов в бюджет возложена на самого налогоплательщика. Действующим законодательством за нарушение налогоплательщиком налогового законодательства предусмотрена финансовая, административная и уголовная ответственность. 1. Обязательства по штрафным санкциям или процентам, определенные положениями Налогового кодекса Кыргызской Республики, исчисляются отдельно. В соответствии со статьями 63 - 66 Налогового кодекса, если налогоплательщик не уплачивает в установленные сроки налоги, то он должен уплатить проценты, причитающиеся по данной сумме, а также, если налогоплательщик не представляет налоговые декларации в установленные сроки, не уплачивает начисленную сумму налога на дату, указанную в уведомлении, при исчислении суммы налогов допускает их занижение умышленно или путем подделки документов, или не будучи зарегистрированным занимается экономической деятельностью, то к нему применяются финансовые санкции. Исчисление штрафных санкций и процентов производится отдельно от сумм налогов и в уведомлении налогового органа выделяются отдельной строкой. Задолженность налогоплательщика по уплате начисленных штрафных санкций и процентов, согласно статьи 4 настоящего Кодекса, списанию не подлежит. Пример: АО «Т-р» не уплатило начисленную сумму Н ДС в ср ок, установленный Налоговым кодексом Кыргызской Республики. Ему вручены уведомления: - о наложении санкции- штрафа в размере 5 процентов от неуплаченной суммы налога в соответствии со статьей 64 пунктом 2 Налогового кодекса - начислены проценты за все дни просрочки на сумму неуплаченных налогов в соответствии со статьей 63 Налогового кодекса - на руководителя и главного бухгалтера наложен штраф в сумме 2000 сомов на каждого в соответствии со статьей 68 Налогового кодекса. 2. По статье 63 Налогового кодекса Кыргызской Республики к налогоплательщику, не уплатившему в срок налоги, применяются проценты, которые исчисляются за каждый день просрочки, начиная со дня следующего за установленным сроком уплаты налогов, по день их фактической уплаты. Проценты определяются исходя из средней учетной ставки Национального банка Кыргызской Республики, сложившейся за предыдущий квартал. Начисление процентов налоговым органом производится в лицевой карточке, а затем включаются в уведомление налогового органа отдельной строкой и списанию не подлежат. На суммы платежей по налогам, причитающихся бюджету и неуплаченных ко дню представления отчетов, справок, деклараций, проценты начисляются со дня установленного срока для их представления. Если срок уплаты налога совпадает с выходным или праздничным днем, проценты по платежам в бюджет начисляются, начиная с первого рабочего дня. В случае неуплаты налога на прибыль ко дню представления в налоговый орган годовой декларации, проценты начисляются с 28 (29) февраля текущего года. В соответствии со статьей 30 Налогового кодекса Кыргызской Республики проценты начисляются, кроме случаев, допущенных по вине налоговой службы. Однако, поскольку в законе не установлено какие случаи могут освободить налогоплательщика от начисления процентов, на практике эта норма не применяется. Если у налогоплательщика имеется недоплата по одному налогу (например, НДС), а имеется переплата по другому виду налога (налог за пользование автомобильными дорогами), то проценты не начисляются. Также не начисляются проценты, если в результате документальной проверки установлены факты занижения налогов, а у налогоплательщика в этот период были переплаты по налогам в бюджет. В соответствии с Законом Кыргызской Республики “О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики” от 20 сентября 2000 года N 76 (вступившего в законную силу с 27 сентября 2000 года) статья 63 Налогового кодекса Кыргызской Республики в новой редакции предусматривающего начисление процентов за просроченную уплату налога не может быть более 100 процентов от суммы неуплаченного налога. 3. За просроченное представление деклараций и просроченные платежи в установленные Налоговой службой сроки применяется финансовая санкция - штраф в размере 5 процентов от неуплаченной суммы налога за каждый месяц или часть месяца. Действие статьи 64 Налогового кодекса распространяется также в случае неполной уплаты налога. Но если налогоплательщик не представил декларацию о налогах, то ответственность возложить нельзя, так как все финансовые санкции исчисляются от сумм налогов, подлежащих уплате. Необходимо особо обратить внимание на часть 2 статьи 64 Налогового кодекса Кыргызской Республики, так как эту штрафную санкцию можно применить только после вручения Уведомления в установленном порядке. К налогоплательщику, не представившему декларацию в установленные сроки, применяется финансовая санкция - штраф в размере 5 процентов от неуплаченной суммы налога за каждый месяц, в течение которого имела место просрочка, но не более 10 процентов от неуплаченной итоговой суммы налога для физических лиц и не более 20 процентов для юридических лиц. За несвоевременное представление декларации, а также за несвоевременную уплату налога на дату, указанную в уведомлении налогового органа к налогоплательщику применяется штраф в размере 5 процентов от неуплаченной суммы налога за каждый месяц, в течение которого неуплата имела место. При этом финансовая санкция за несвоевременное представление декларации не может превышать 10 процентов от неуплаченной итоговой суммы налога для физических лиц и 25 процентов для юридических лиц. Общая сумма совокупного штрафа за несвоевременное представление декларации и уплату налога не может превышать 10 процентов от неуплаченной итоговой суммы налога для физических лиц и 25 процентов для юридических лиц. Начисление штрафов также производится при неполной уплате налогов, то есть когда образуется разница между общей суммой налогового обязательства и суммой налога, фактически уплаченного в указанные сроки, включая налог, уплаченный путем удержания или авансовых платежей. Штрафные санкции, предусмотренные 64 статьей Кодекса исчисляются отдельно по каждому нарушению. 4. Финансовые санкции, предусмотренные статьей 65 Налогового кодекса, применяются налоговым органом при начислении налогов по результатам документальной проверки налогоплательщика по вопросам соблюдения им налогового законодательства. При этом штраф в размере суммы заниженного налога применяется в случае установления Налоговой службой, что занижение суммы налога указанной в декларации налогоплательщиком совершено умышленно или путем подделки документов. Умышленным занижением налогов как правило признается: - занижение выручки от реализации работ, услуг - сокрытие объектов от налогообложения, путем не отражения в отчетных документах сведений об отдельных сделках - выявленные факты по результатам встречных проверок - уничтожение документов, свидетельствующих о полученных доходах - представление поддельных (сфальсифицированных) документов, свидетельствующих о произведенных затратах - внесение в бухгалтерские документы заведомо недостоверных данных - списание товаров и других материальных ценностей и отнесение их на затраты без соответствующих подтверждающих документов - и другие факты, которые подтверждают что должностные лица юридического лица или физические лица, допустили виновные действия, которые свидетельствуют об умышленном уклонении от налогообложения. Перечисленные факты умышленного уклонения от налогообложения на практике очень трудно доказуемы без проведения встречных проверок, сверки сведения из грузовых таможенных деклараций, сведений, которые обязаны сообщать органы по регистрации прав на движимое и недвижимое имущество. Напротив, факты занижения суммы налога, совершенного вследствие халатности или несвоевременного обеспечения нормативными циркулярами не требуют доказательства, а поэтому в случае если налогоплательщику не доказали, что уклонение от налогообложения произошло умышленно - применяется штраф в размере 50 процентов от суммы заниженного налога. 5. Статью 67 Налогового кодекса, предусматривающую ответственность за воспрепятствование проведению налогового расследования (налоговой проверки), практически применить невозможно, так как административная санкция –штраф должен исчисляться в размере 5 процентов от неуплаченной суммы за каждый месяц или часть месяца, в течени и которого неуплата имела место. Если налогоплательщик не допустил к проверке должностное лицо налоговой службы, то и объект от которого должна исчисляться сумма штрафа определить невозможно. В основном на практике при недопущении к проведению проверки (препятствие налоговому расследованию) применяется статья 356 Кодекса об административной ответственности, которая предусматривает ответственность за воспрепятствование проведению налогового расследования, связанного с налоговым обязательством в виде штрафа на граждан в размере от пяти до пятнадцати, на должностных лиц – от пятнадцати до тридцати минимальных размеров заработной платы. 6. В связи с внесением дополнений в Кодекс об административной ответственности Кыргызской Республики, которыми предусмотрена ответственность за те же деяния, перечисленные в статье 68 Налогового кодекса Кыргызской Республики на практике нарушения, посягающие на налоговое законодательство, предусмотренные Кодексом Кыргызской Республики «Об административной ответственности» рассматриваются в соответствии с его нормами, предусмотренные статьями 346, 348-356, частью второй статьи 357, статьями 362, 410, 418 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководители государственных налоговых инспекций областей, районов, городов и их заместители. К правонарушениям влекущим административную ответственность, подведомственным Налоговой службе относятся: Уклонение от налогообложения (статья 346), Невыполнение законных требований должностных лиц государственной налоговой инспекции (статья 348), Необеспечение сохранности документов, связанных с использованием контрольно-кассовых машин (контрольных лент )( статья 349), Нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин и кассового учета (статья 350), Непредставление деклараций и платежей в установленные сроки (статья 351), Умышленное занижение суммы налога (статья 352), Ведение экономической деятельности без регистрации (статья 353), Занятие запрещенными видами деятельности (статья 354), Лжепредпринимательство (статья 355), Воспрепятствование проведению налогового расследования (статья 356), Занятие банковской деятельностью без лицензии (статья 357), Необоснованный отказ в приеме национальной валюты (статья 362), Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) (статья 410), Занятие концертной деятельностью без лицензии или с нарушением норм и правил лицензирования (статья 418), Привлечение к административной ответственности производится по нормам Кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства может наступить и косвенным образом, поскольку в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Кыргызской Республики предусмотрено право налоговой службы обратиться в заявлением о начале процедуры банкротства (несостоятельности). В соответствии с Законом Кыргызской Республики О банкротстве (несостоятельности) с момента назначения специального администратора все полномочия по управлению активами и хозяйственной деятельностью должника переходят от участников и органов управления должника к специальному администратору. В связи с чем, обеспечивается передача бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей специальному администратору. Основной задачей специального администратора является отчуждение активов должника в интересах кредиторов и распределение сре дств в с оответствии с очередностью, установленной в данном Законе, после удовлетворения обеспеченных залогом кредиторов и возмещения расходов процесса банкротства. В соответствии со статьей 36 Налогового кодекса Кыргызской Республики, при ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия или налогоплательщик в течение трех дней письменно сообщает об этом Налоговой службе. В течение 30 дней после принятия решения о ликвидации юридического лица налогоплательщик обязан представить в органы Налоговой службы декларацию о совокупном годовом доходе и вычетах на момент прекращения деятельности. В связи с этим, с момента прекращения экономической деятельности, срок налоговых действий закончился и Налоговая служба не имеет права предъявлять предприятию какие-либо налоговые обязательства, так как, в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Кыргызской Республики обязательства по налогу в следствии ликвидации юридического лица выполняется в порядке, установленном Законом «О банкротстве (несостоятельности). Задолженность по налогам и другим обязательным отчислениям в бюджет, возникшая на момент прекращения деятельности, погашается в порядке очередности, установленной статьей 87 Закона Кыргызской Республики О банкротстве (несостоятельности) , то есть в четвертую очередь погашается задолженность по основной сумме налогов, а в пятую очередь - удовлетворяются требования по начисленным штрафам и процентам за просроченную уплату налогов в бюджет. 8. Уголовная ответственность за уклонение от налогообложения и нарушения налогового законодательства Дознание и предварительное расследование, связанные с правонарушениями по налогам, осуществляется Управлением финансовой полиции при Министерстве финансов Кыргызской Республики. В соответствии со статьей 163 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики к подследственности органов финансовой полиции относятся преступления в сфере экономической деятельности. К этой категории дел, законодатель отнес несколько преступлений. Но в настоящем пособие приводятся только те нормы уголовной ответственности, которые непосредственно связаны с правонарушениями в области налогообложения. Порядок возбуждения, дознания, следствия и суда регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики. Источники: http://www.knews.kg/econom/35991_s_1_sentyabrya_avtovladeltsev_ne_oplativshih_dorojnyiy_nalog_nachnut_shtrafovat/, http://www.kg.spinform.ru/articles/unv001.htm | |
Просмотров: 824 | |
Всего комментариев: 0 | |