Главная » Статьи » Голос города

Высота Перевалов Бишкек Ош
высота перевалов бишкек ош

Географическое описание маршрута.

Маршрут проходил по территории дружественного постсоветского государства – Кыргызстан. Главная цель путешествия – пройти маршрут высшей 6-ой к.с. в рамках современной методики категорирования по новому району для команды ProBike, и посмотреть по максимуму природу Кыргызстана. Основная идея, которая витала над нашими умами, это попытаться пройти заведомо пеший веломаршрут действительно в седле. К сожалению благодаря российской вело комиссии по походам, походы 5 и 6 ой к.с превратились в набор протяженных пеших препятствий и мало похожи на действительно велосипедные маршруты.

-- Кара-Балта – пер. Тео-Ашуу – пер. Алабель – Токтогул.

Шикарная асфальтовая дорога, хорошая нагрузка для вкатывания в затяжной пер. Тео-Ашуу. Тоннель под перевалом лучше преодолевать на машине, высока вероятность отравления угарным газом. Неприятным сюрпризом стали ремонтные работы на подъеме. Последние 6 км. были засыпаны свежим щебнем с битумом, шли пешком, ехать было нереально.

Долина р. Суусамыр – достаточно густо заселена киргизами, много юрт и становищ. Дорога все тот же шикарный асфальт. Подъем на пер. Алабель простой и не отнимает столько сил как Тео-Ашуу. На обед лучше не останавливаться в местных кафе, очень маленький выбор. Не доезжая 17 км. до перевала пересекли д. Отмек, там же развилка на пер. Отмек и с. Талды-Булак.

На пер. Алабель тоже есть юрты киргизов. После перевала 50 км. спуск в по долине р. Чичкан. Долина заселена киргизами, занимающимися в основном сбором меда и его производных. Очень живописная долина, при подъеме со стороны Токтогула более интересная, так как на спуске многое не видишь. С чистой водой уже начинаются проблемы. Ниже высоты 2200 м. уже нет ручьев пригодных для использования без кипячения.

Спуск с перевала выводит к пос. Арал, где стоит пост контроля ВАИ. Трасса не заходит в центр г. Токтогул, а проложена по окраине. Но там есть все и магазины и чайханы.

--Токтогул – р. Нарын – пер. Каргыш – р. Кара-Суу - трасса

От Токтогула движемся все по той же трассе Бишкек – Ош, постепенно входим в зону выжженных солнцем степей. Полное отсутствие воды, возможность набора только в насел. пунктах. После с. Торкент крутой подъем на перевальчик с неплохим набором высоты. Дорога проходит по отрогам Суссамырского хребта и до с. Кара-Джыгач Токтогульское вдхр. не видно.

Пересекаем по мосту р. Нарын (грязевой поток шириной 300-400м.). Около моста находится верфь и строительное управление.

На левом берегу, дорога идет вдоль Нарына. По левую сторону от дороги проходит водонапорная труба из которой местами вырываются струи воды. Вода пригодна для готовки и питья после кипячения. Это дополнительный сброс воды, для орошения с полей от Камбартинского водохранилища.

После с. Саргата уходим в сторону пер. Каргыш (Проклятие по киргиз.). Сразу же от сворота с трассы начинается грунтовка в сторону урановых рудников на плато. Постепенно набираем высоту и после второй Саргаты уходим вдоль ЛЭП по тракторной дороге в сторону перевала. После села, единственный источник водоснабжения верх. р. Джар-Булак (несколько кошей). Дорога все время идет вверх, местами она засыпана песком. Около Джар-Булака вообще пришлось свернуть на конную тропу, так как дорога засыпана песком. После оазиса дорога становится сильно каменистой и местами присыпанной песком, и движение до подножия перевала проходит по полупустыне и в жаркую погоду представляет опасность. 8 км. вверх по очень плохой дороге тропе и под палящим солнцем. Около подножия живет семья киргизов, у них можно заправиться водой.

После становища тропа входит в ущелье и по россыпи камней поднимается вверх серпантином вдоль ЛЭП. Ближе к перегибу появляется опять тракторная дорога, по которой можно ехать.

Перевал собой представляет прорубленную в скале нишу 3*3 метра. С него открывается потрясающий вид на Ферганский хребет.

Спуск с перевала не менее сложен, чем подъем. Первые 500-700 м. дорога проходит по скальной полке, прорубленной в склоне. Так как дорогу не чистили, местами она засыпана практически полностью камнями. Передвижение на машине невозможно. Еще особенность этого участка – скалы в основном кварцевые и по этому обломки часто с острыми краями. Порезать покрышку элементарно, даже Schwalbe Marathon XR.

Постепенно дорога переходит в бывшее русло ручья и по нему спускается вниз к р. Кара-Суу. Около реки, где дорога вливается в дорогу вдоль реки, чуть выше по течению есть мост и жилище пасечников.

У них узнали о том, что тропы на пер. Кен-Коль (3490м.) нет. Она засыпана после последнего землетрясения. Идем на пер.Шилдырак. Подъем идет по круто наклонной тропе траверсом вверх. Примерно через 100 м. набора высоты тропа разрушена оползнем, дальнейший путь возможен только по веревке траверсом вверх. Склон крутизной 50 градусов и состоит из крупных обломков пород, движение без должного опыта чревато травмой. Траверсировав 150 м. склона по веревке, приняли решение спускаться вниз.

Дорога вдоль реки Кара-Суу в основном горная с значительными выступами камней, эпизодически засыпанная осыпями со склонов. Ровных участков мало, дорога то вверх, то вниз. Ближе к трассе попадаются поля кукурузы и пасеки. Людей нет.

--р. Кара-Суу – Кара-Кёль – Таш-Кумыр – Кочкор-Ата - Жалалабат

Выходим на трассу Ош – Бишкек (отличный асфальт на всем участке) и по ней двигаемся в сторону Оша. Дорога отреставрирована, а места полностью построенная буквально несколько лет назад.

До Кара-Кёля постепенный спуск по грандиозному ущелью, но есть один минус – после второй половины дня, за счет разницы давления прогретой Ферганской долины и холодной долины р. Нарын, ветер горячий поднимается вверх по долине и периодически достигает ураганной силой. По словам местных жителей, направление ветра почти постоянно во второй половине дня летом. В итоге во второй половине дня приходиться пробиваться сквозь сильный встречный ветер в направлении Жалалбата. По этому рекомендуем двигаться в первой половине дня или в противоположном направлении.

В ауле Кёкбель есть харчевня, но выбор скуден. Чуть подальше, примерно на 6-8 км. есть харчевня киргиза который закончил УПИ. Уровень очень высокий и есть практически все, русских встречают очень радушно. Домики отделаны современно, а основная зона приема пищи находится на мосту через реку.

Город Кара-Кёль достаточно крупный, один из энергетических центров Киргизии. В магазинах можно найти практически все. Рекомендуем съездить на Токтогульскую ГЭС вверх по течению Нарына 4 км. от города. Также водой можно заправиться только в городе, следующая подпитка возможна только через 36 км.

От города на восток отходит дорога на аул Чокташ, через него можно выйти на техническую дорогу в сторону Арсланбоба (знаменитые ореховые леса) и Жалалабата. Ориентировочно дорога уровня 5-6 к.с.

От города дорога входит в грандиозное ущелье р. Нарын. Отвесные скалы, зеленая гладь Нарынского водохранилища выглядят просто восхитительно. Дорога идет по левому берегу (орографическим), на картах указана дорога по правому борту, но её почти нет, она затоплена водоемом. А новая дорога вырублена в скалах левого борта. Ровных участков нет, подъемы 50-100 м. чередуются с такими же спусками. Но спусков все равно больше. Трафик средней загруженности. До следующего каскада ГЭС дорога проходит через два тоннеля (350 780 м.). На 36 км. есть единственное место где можно заночевать. Место заметно с дороги, эдакая ниша – ущелье с глинобитным домиком и уютными достарханами. Чистая питьевая вода р. Бекечал.

Около второго каскада Токтогульской ГЭС дорога через туннель 890м. неосвещенный. После туннеля дорога сбрасывает почти 100 м. вниз к реке и выводит на мост, на правый берег. Еще через некоторое время крутой подъем и сразу же после подъема открывается вид на город шахтеров Таш-Кумыр и третью плотину.

Город Таш-Кумыр, когда-то был крупным угольным городом Средней Азии, но сейчас после закрытия шахт потихоньку умирает. Основной заработок жителей – обслуживание пассажиропотока трассы ТрансКиргизия и обслуживание третьего каскада ГЭС.

После города дорога выполаживается и постепенно спускается к границе Узбекистана. Начинаются поля бахчи и появляются многочисленные стихийные базарчики с продажей фруктов и арбузов. После г. Шамалды-Сай развилка – влево по объездной трассе на Ош, которая не заходит на территорию Узбекистана прямо на пограничный контроль.

После поворота дорога опять «качелями» идет вплоть до Кочкор-Аты. Через каждые 5-6 км. аулы. Пересекаем перекресток дорог – влево на г. Майли-Сай. Когда-то крупный завод радиоламповый существовал на территории этого города. Но сейчас там полнейшая разруха и неподалеку в горах находиться химико-радиоактивная свалка, которая ветрами разноситься по окрестностям. Как говорят местные жители – показатель онкологических заболеваний в 10-ки раз выше, чем по стране.

После Кочкор-Ата (один из «газодобывающих» городов Средней Азии) идет сплошная населенка, и аулы переходят из одного в другой, практически без границ. Найти место ночевки тяжело.

В следующем крупном населенном пункте, Базар-Каргон, находится достаточно крупный базар. После города меняется растительность, на пустынную, и появляются колючки. Вся обочина, не считая асфальта, усыпана колючками. Они тут же впиваются в покрышки, как только выходишь на отсыпку.

Перед г. Жалалабат небольшой перевал (набор 160м.) и спуск прямо в город. Въезд в город выполнен в виде аркообразных ворот с красивыми барельефами.

Город Жалалабат. Один из крупнейших городов Киргизии, развитая инфраструктура. В больницах спокойно принимают, если случится ЧП. Большинство говорит на русском языке. Много интернет – кафе, есть крупный базар, авторынок. В городе основная машина это Deuwoo Tikka, в том числе и такси. На востоке города находится знаменитый курорт Жалалабат, многочисленные минеральные воды.

--Жалалабат – пер. Сарыкыр – Казарман – пер. Дедемель – пер. Кара-Гуа – Ак-Тал

Самый забойный участок. Многометровые наборы высоты и ужасная грунтовая дорога.

От Жалалабата уходим на Казарман. Через 15 км. после Октябрьского асфальт заканчивается и начинается зубодробительная грунтовка. В поселке Октябрьское последняя больница, следующая только в Нарыне. Питьевой воды мало.

После Дмитриевки поворот на Архангельское. Старая дорога через пер. Калдама уже не существует, даже не осталось тропы. Ближе к реке дорога спускается вниз, в ущелье, прорезанное в песчаных скалах. Высота скалистых обрывов достигает 40-50м. В ущелье дорога засыпана мелкой фракцией из песчаных скал, ехать очень тяжело.

Крутой подъем и въезжаем в аул Архангельское, в нем есть магазин и колонка с водой. Все асфальтовые участки дороги заняты сохнущими семенами подсолнуха. После аула начинаются бесконечные поля подсолнуха, а чуть выше по склонам кленово-ореховые леса. Опять подъемы и подъемы, далеко внизу у реки остается по правую сторону аул Урумбаш. Через некоторое время показывается старый заброшенный детский лагерь, в нем живет сторож. Около лагеря минеральный источник. Другой питьевой воды нет.

После лагеря еще километров 6-7 можно остановиться на ночь, далее заканчивается граница леса, и готовить только можно на горелке.

Где-то после 1800-1900м. начинается основной подъем на перевал, хотя вход и постоянный набор высоты в ущелье после пионерлагеря. К перевалу ведут 18 витков серпантина. Грунт полу глинистый, в дождь ехать проблематично. Трафик через перевал небольшой, 1-2 машины за 4 часа. Еще возможно заехать на перевал по технической дороге вдоль ЛЭП, но это очень тяжело. На высоте 2660м. есть несколько разрушенных домиков, в них можно укрыться в случае непогоды. С водой проблемы, пригодные для питья ручьи есть на отметках 2124м. и 2703м.

На перевале Сарыкыр 2980 м. установлена стела, говорящая о том, что вы покидаете Жалабатский район. На верху дует постоянный ветер, это говорят местные жители.

Спуск в долину реки проходит по 12 виткам серпантина, очень красиво. Дорога местами засыпана мелкой фракцией со склонов и выглядит заброшенно. Где-то после 2300 м. появляются стоянки киргизов.

Спускаемся к притоку р. Нарын. С водой в этих местах есть проблемы. Воду нужно набирать ночью или рано утром, потом она мутнеет.

После нескольких мостов подъем на борт долины и по пыльной грунтовке в сторону Казармана. Проезжаем Арал, опять подъем и спуск к притоку, мост и после 4 –го подъема выходим на асфальтовый спуск к Казарману. Через пару километров в поселке. Поселок Казарман достаточно мал, нет больницы, нет магазинов, одна кафешка и много киосков на главной улице. Глухое место.

После Казармана по грунтовке, а ля стиральная доска постепенный 10 километровый спуск к реке. В 2 км. от поселка поворот налево – более длинная дорога на Нарын, но практически ровная и проще преодолевается. Наш же путь пролегает по северному пути на Нарын, он короче, но с хорошими перепадами высот.

Трафик машин по северной дороге – 1-2 машины за 3-4 часа. Переезжаем капитальный железобетонный мост через Нарын и начинаем подъем к аулу Дёдёмёль.

Сразу от моста хороший уклон дороги и сильно разбитая грунтовка. Через 5-6 км. выходим в висячую долину и по ней плавно набираем 200 м. высоты. Еще через 6-7 км. начинается основной набор на пер. Дедемель. Дорога серпантином набирает 400 м.

После высшей точки перевала небольшой сброс на 100 м. и через километр въезжаем в аул Дедемель. На въезде справа от дороги есть чистый родник слабоминерализованной воды. Это единственное место, где её можно взять, до этого только в Казармане.

После Дедемеля 13-14 км. дорога то вверх на 100-200 м. то вниз. Очень тяжелый участок.

В 16 км. от аула начинается основной подъем на пер. Кара-Гуа. Источников воды нет. Единственный родник на высоте 2650 м. опасен для питья в не кипяченом виде.

Плавный набор высоты до 2650 м. дорога проходит в ущелья с многочисленными пещерами в скалах. Очень красивое место.

После родника уклон дороги доходит до 14-15%, а местами до 19-20%. И так практически до вершины перевала. За километр уклон уменьшается.

Пер. Кара-Гуа – обозначен стелой, гласящей о въезде в Нарынскую область, по левую сторону и фигурой Оленя по правую. Также практически на седловине есть стойбища Киргизов.

Спуск с перевала проходит по 23 виткам серпантина, есть потенциально опасные участки на спуске. При спуске открывается чудная панорама долины Нарына.

Продолжение следует

Источники: http://probike-ural.narod.ru/otchet/kirgizia_6_ks/geo.html

Категория: Голос города | Добавил: bishkek-996312 (08.08.2015)
Просмотров: 1323 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar